Железная дорога


Хотя строительные работы в районе будущей станции Ртищево были начаты ещё летом 1868 года лишь к 10 октября 1868 года была утверждена концессия на постройку железнодорожной линии от Тамбова до Саратова. Комитетом земской Тамбово-Саратовской железной дороги под строительство станции Ртищево второго класса были отчуждены полевые наделы крестьян села Ртищева Сердобского уезда. Предусматривалось строительство на станции коренного паровозного депо, вокзала и других сооружений. Движение от станции Умёт до Аткарска было открыто 14 января 1871 года.



При станции были сооружены железнодорожная церковь, два двухклассных училища (мужское и женское), каждое на 250 мест, родильный приют и железнодорожная больница. Веерное паровозное депо имело 29 стойл для ремонта локомотивов, имелась и мастерская для малого ремонта паровозов.

Со временем на станции появилась электростанция, потребителей у ней изначально было много. Было сделано освещение вокзала, депо и станции, электроэнергия приводила в действие электродвигатели разнообразной механизации в паровозном депо и холодильный агрегат мясохладобойни.

Со временем на станции появилась электростанция, потребителей у ней изначально было много. Было сделано освещение вокзала, депо и станции, электроэнергия приводила в действие электродвигатели разнообразной механизации в паровозном депо и холодильные агрегаты мясохладобойни. Расположенное рядом со станцией предприятие акционерного общества братьев Барсельман занималось экспортом за границу битой птицы, свинины. Склад-холодильник имел холодильную камеру вмещавшую до 200 вагонов разнообразного товара подлежащего охлаждению или заморозке.

В селе издавна существовала значительная торговля хлебом. С проведением железной дороги значение этой хлебной торговли только усилилось, тому способствовало и то, что при станции были выстроены большой хлебный склад на 30 тысяч пудов и элеватор на 100 тысяч пудов, т.е. общая вместимость их составляла 2129 тонн.

В 1895 году станция Ртищево становится узловой – тогда была построена линия от Балашова на Пензу. В связи с этим значительно увеличился вагонопоток на станции. Для переработки груза в 1899 году здесь была введена в строй первая сортировочная горка (она расположена на станции Ртищево I, в горловине обращённой в сторону Тамбова). К 1913 году здесь перерабатывалось до 3000 вагонов ежедневно.

В 1900 году в Ртищево началось строительство газового завода. Впоследствии осветительным газом, вырабатываемым заводом снабжались пассажирские вагоны.

В 1917 году село Ртищево становится центром Ртищевского сельсовета Ртищевской волости Саратовской губернии. В 1920 году станционный посёлок Ртищево получает статус города, тогда в нём проживает уже около 10 тысяч человек.

25 мая 1918 года на станции Ртищево остановился поезд в котором ехал четвёртый полк первой чехословацкой дивизии. Стоянка эта затянулась и имела последствия. Чехословаки отказались разоружаться, напротив – они разбили ртищевских красногвардейцев и захватили станцию. 27 мая о случившемся узнали в Саратовском губернском исполкоме. Для борьбы с взбунтовавшимися войсками отправился отряд 2-го красного латышского полка и отряд аткарских партизан, они прибыли в Ртищево утром 28 мая. Прибывшим удалось быстро разоружить восставших, но днём на подмогу чехословакам со стороны Тамбова прибыл отряд чехословаков в 2000 человек – они окружили весь посёлок, перерезали телеграфные провода и начали осаду. Во второй половине того же дня, со стороны Балашова прибыл экстренный поезд в котором находился 135-й пехотный полк под командованием председателя Балашовского исполкома Солонина. Совместными усилиями прибывших бойцов и отряда находившегося в осаде удалось выбыть чехословаков и отбросить их к северо-востоку от станции.

2 февраля 1921 года на станцию Ртищево был совершён налёт участниками Тамбовского восстания. Налётчиками были выведены из строя 5 паровозов, 15 телеграфных аппаратов, разграблен склад и 7 товарных вагонов. Были расстреляны 3 бойца и 3 милиционера, 10 красноармейцев были захвачены в плен.

Антоновское движение имело широкую поддержку и в самом Ртищево. По всей видимости, участники Тамбовского восстания получали снабжение через станцию Ртищево. С 8 по 16 марта 1921 года с санкции полномочной комиссии ВЦИК в Ртищево было введено осадное положение. Тогда железнодорожные рабочие на своём собрании, как было написано в телеграмме военного ведомства в управдел ВЧК Генриху Ягоде: «…проводили явно эсеровскую пропаганду и намеревались выслать к Антонову делегацию, который в то время был в районе Турок».

В июне 1921 года 1-я партизанская армия под командованием полковника А.В. Богуславского, насчитывающая девять тысяч человек вновь заняла станцию Ртищево. Против этой армии были брошены стрелковая бригада из Самары, три автобронеотряда и кавалерийские бригады Григория Котовского, М.П. Ковалёва, В.И. Дмитриенко. Общее командование осуществлял Иероним Петрович Уборевич. Тогда, под натиском превосходящих сил антоновцы отступили, взорвав при этом водоёмное здание (чем лишили паровозы экипировки водой) и ограбив магазины.

В 1921 году в Ртищево фондом Нансена содержались две столовые, которые бесплатно кормили 830 детей-сирот, отпускали обеды нуждающимся семьям и транзитным пассажирам. Сам Нансен был в Ртищево с 29 ноября по 1 декабря 1921 года.

В 1938 году на станции Ртищево-2 было сдано в эксплуатацию здание нового паровозного депо, которое могло обслуживать мощные паровозы серии ФД.

Ртищевские железнодорожники в годы войны обеспечивали перевозки на важнейших направлениях. Сначала это была массовая эвакуация предприятий с запада на восток и движение грузов и войск с востока на запад. А в 1942-1943 годах Ртищевский узел фактически стал одной из важнейших прифронтовых железнодорожных станций.

В 1956 году депо Ртищево получает тепловозы. Ход Пенза – Поворино к тому времени был буквально перегружен поездами (до 100 пар в сутки), поэтому именно сюда поступали первые тепловозы ТЭ3. Уже спустя несколько лет, в 1965 году были закончены работы по электрификации этого направления на переменном токе. В депо Ртищево стали поступать электровозы ВЛ60. Первое время они эксплуатировались тут с ртутными выпрямителями (очень небезопасная вещь). В 1967 году стали поступать более мощные двухсекционные электровозы ВЛ80к. Индекс к говорил о том, что выпрямители на электровозе кремниевые.

В 1969 году в Ртищево был открыт техникум железнодорожного транспорта.
В городе, помимо железнодорожных, также действуют предприятия: ОАО «Аргон» (машиностроение и механообработка), фабрика гигроваты, мясокомбинат, птицефабрика.

В 3-х километрах к северо-западу от Ртищева расположен военный аэродром на котором дислоцируется 666-й учебный авиаполк Балашовского центра подготовки. Свою историю этот аэродром ведёт с 1944 года, тогда здесь была размещёна 2-я Балашовская авиационная школа пилотов, готовили здесь пилотов бомбардировщиков на Пе-2. В 1945 году школа была расформирована, но позднее, в 1948 году здесь был размещён учебный авиаполк Балашовского военного училища. В разное время здесь летали на самолётах Як-18, Ли-2, Л-29. Сейчас в распоряжении курсантов самолёты Ан-24 и Л-410.



Комментариев нет:

Отправить комментарий