История


Село Ртищево возникло в конце XVI — начале XVII веков и относится к числу наиболее ранних русских поселений Прихопёрья. Уже в 1666 году в селе значился церковный приход. Жители села считали себя выходцами из Перемышльской земли.
Рти́щево — город (с 1920) в России, административный центр Ртищевского района Саратовской области. Население 43,3 тыс. чел. (на 2007). Расположен на западной окраине Приволжской возвышенности, в 214 км к северо-западу от Саратова. Ртищево — крупный железнодорожный узел Юго-Восточной железной дороги на пересечении линий Саратов — Тамбов и Пенза — Поворино.
История
Село Ртищево (1666—1971)
Село Ртищево возникло в конце XVI — начале XVII веков и относится к числу наиболее ранних русских поселений Прихопёрья. Уже в 1666 году в селе значился церковный приход. Жители села считали себя выходцами из Перемышльской земли, были приписаны к Хопёрскому приказу и являлись крепостными разных помещиков. Село имело размеры полторы версты в длину и триста саженей в ширину. До 1723 года оно называлось Покровским — по названию церкви.
В 1723 году по указу Петра I на территории будущих Балашовского и Сердобского уездов были отведены земли и угодья участникам Северной войны. В их числе был отличившийся в боях майор В. М. Ртищев, получивший в поместное владение село Покровское и земли по реке Ольшанке площадью около 4000 десятин. В 1727 году Ртищевы перевезли сюда крепостных крестьян из других своих малоурожайных поместий. С этого времени у села появилось второе название: Ртищево — по фамилии помещика.
Село Ртищево несколько раз меняло владельца. В 1794 году дочь В. М. Ртищева отказалась выполнить волю своего отца, завещавшего перед смертью все его земли, скот, инвентарь, постройки и имущество передать крепостным крестьянам без выкупа, бесплатно и навсегда. Она продала имение Ртищевых вместе с крепостными крестьянами сенатскому секретарю Г. И. Ненарокову (Ненарокомову), от которого впоследствии земли, село и крестьяне перешли во владение помещика Ченыкаева. Ченыкаевы владели селом до 1917 года.
С 1917 по 27 июня 1928 года село Ртищево было административным центром Ртищевского сельсовета, Ртищевской волости. С 27 июня 1928 по 26 мая 1960 года — Ртищевского сельсовета Ртищевского района. До 5 февраля 1957 года в селе находилось правление колхоза имени 8-го Марта (до 2 апреля 1936 года — "Труд-30"). 28 июня 1971 года село Ртищево вошло в состав города.
Пристанционный посёлок Ртищево
В 1868 году комитетом земской Тамбово-Саратовской железной дороги под строительство станции второго класса были отчуждены полевые наделы крестьян села Ртищева Сердобского уезда. В 1871 году станция Ртищево была сдана в эксплуатацию.
В то же время при станции возник одноимённый посёлок. Первоначально пристанционный посёлок располагался на арендованных землях крестьян первого и второго Ртищевских обществ села Ртищево, позднее, также на землях Шуклинского и Дубасовского обществ и церковной земле Покровской церкви села Ртищево. Фактически, село Ртищево и одноимённый пристанционный посёлок представляли собой единое административное образование: разрешение на аренду и поселение в посёлке, так называемые "приговоры" выдавал сельский сход и подписывал сельский староста. Такое положение вещей сохранялось вплоть до 1917 года, когда была образована Ртищевская волость, с центром в посёлке Ртищево, то есть посёлок стал самостоятельной административной единицей. В 1920 году посёлку Ртищево был присвоен статус города.
Мятеж чехословацкого корпуса
25 мая 1918 года эшелон четвёртого полка первой чехословацкой дивизии, стоявший около двух недель в Ртищево, отказался сдать оружие представителям исполкома Ртищевского совета. Разбив ртищевский отряд красногвардейцев, чехословаки захватили станцию. 27 мая вечером известие об этом восстании получил Саратовский губернский исполком. На борьбу с мятежниками в Ртищево был направлен отряд 2-го красного латышского полка и отряд аткарских партизан, которые прибыли на станцию 28 мая утром. Им удалось окружить и обезоружить восставших. Днём со стороны Тамбова к станции подошёл двухтысячный отряд чехословаков, которые окружили посёлок, перерезали телеграфные провода и начали осаду. Во второй половине дня экстренным эшелоном для борьбы с чехословацким мятежом в Ртищево прибыл Балашовский 135-й пехотный полк во главе с председателем Балашовского исполкома Солониным. Совместными усилиями объединённых отрядов утром 29 мая чехословаки были выбиты из Ртищево и отброшены к северо-востоку.
Ртищево в центре Тамбовского восстания
С октября 1920 по лето 1921 года на сёла нынешнего Ртищевского района отрядами, под командованием А. С. Антонова и других руководителей Тамбовского восстания было совершено около двадцати набегов.[8] Дважды совершались налёты на станцию Ртищево. Первый был произведён 2 февраля 1921 года. В оперативной сводке начальника штаба 33-й дивизии войск внутренней службы от 3 февраля говорилось:
"На означенной станции бандитами попорчено 15 телеграфных аппаратов и 5 паровозов, разграблено 7 вагонов груза и склад кооператива, расстреляны 3 бойца и 3 милиционера. Бандой захвачены в плен 10 красноармейцев и помощник командира четвёртой роты 293-го полка в момент выхода из посёлка Ртищево на разведку. В 17 часов 30 минут бандиты ушли в северо-западном и частью в юго-западном направлении. Нападение было произведено спустя 2 часа по уходу со ст. Ртищево бронелетучки, отправленной к ст. Летяжевка."
В самом Ртищеве антоновское движение имело широкую поддержку. Так, в протоколе заседания Полномочной комиссии ВЦИК от 10 апреля 1921 года о положении в уездах и политической работе в воинских частях, в частности, говорится:
"По набранным материалам, Ртищево является одним из важнейших руководящих центров антоновщины, снабжение антоновских частей по всем признакам в значительной своей части идёт через Ртищево. Этот участок во всех отношениях надо признать одним из наиболее слабых."
В начале лета 1921 года девятитысячная 1-я партизанская армия под командованием полковника А. В. Богуславского вновь заняла станцию Ртищево. Против партизанской армии были брошены кавалерийские бригады Г. И. Котовского, М. П. Ковалёва, В. И. Дмитриенко, стрелковая бригада из Самары и три автобронеотряда. Общее командование осуществлял И. П. Уборевич. Под натиском войск Уборевича антоновцы отступили из города, ограбив при этом магазины и взорвав на узле резервуары с водой, чтобы лишить паровозы заправки. Части Красной Армии преследовали антоновцев и 2 июня 1921 года навязали им бой у села Елань (ныне территория Ртищевского района). В этом бою отличился эскадрон 14-й Отдельной кавбригады, под командованием Г. К. Жукова.С 8 по 16 марта на станции Ртищево было объявлено осадное положение, санкционированное Полномочной комиссией ВЦИК. Как говорилось в телеграмме военного ведомства в управдел ВЧК Г. Ягоде:Осадное положение введено "в связи с выступлением железнодорожных рабочих, которые на собраниях проводили явно эсеровскую пропаганду и намеревались выслать к Антонову делегацию, который в то время был в районе Турок".
"Фонд Нансена"
В 1921 году по поручению Международного комитета Красного креста Ф. Нансеном был создан фонд для оказания помощи голодающим Поволжья. За счёт "фонда Нансена" в Ртищево содержались две столовые. Они бесплатно кормили 830 детей-сирот, отпускали обеды нуждающимся семьям и транзитным пассажирам. 29 ноября 1921 года, на обратном пути из Саратова, Нансен специально остановился в Ртищево, где пробыл трое суток, живя на вокзале. Здесь он создал распределительную базу помощи голодающим, проверил, как кормят детей-сирот, посетил пункты выдачи пайка в волостных сёлах вокруг Ртищева.
14 сентября 2010 года на здании вокзала станции Ртищево-I была открыта мемориальная доска Фритьофу Нансену.
Ртищево в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны ртищевский железнодорожный узел выполнял важнейшую связующую функцию тыла с фронтом. В городе дислоцировались 100-й отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи и 243-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, обеспечивающие защиту ртищевского железнодорожного узла от налётов авиации противника.
Попытки переименования города
Первая попытка переименовать город была предпринята в 1937 году. В декабре этого года в президиум Ртищевского райисполкома пришло письмо от саратовского студента Промыслова Василия Васильевича, в котором, в частности, говорилось, что "станция Ртищево и Ртищевский район именуются по имени помещика Ртищева, который зверски расправлялся с крестьянскими воинами при Степане Разине и после его". Промыслов предложил переименовать "станцию Ртищево в станцию Ежов, а Ртищевский район переименовать в Ежовский район", по имени наркома внутренних дел СССР Н. И. Ежова. 2 января 1938 года состоялось собрание коллективов рабочих цехов паровозников, промывки, механического, обточки, восстановительного поезда и школы ФЗУ по вопросу переименования города и станции, на котором предложение студента Промыслова было встречено "с огромным удовлетворением и радостью". Собрания, проходившие на других предприятиях города, также одобрили предложение о переименовании. 17 января Ртищевский райисполком подал прошение в Саратовский облисполком о возбуждении ходатайства перед ВЦИК о переименовании города Ртищева и станции. 24 ноября 1938 года Ежов был освобождён от обязанностей наркома внутренних дел, а впоследствии арестован. В связи с этим прошение о переименовании города осталось неудовлетворённым.
Вторая попытка была предпринята в 1967 году. Некоторые горожане обратились в местные советские, партийные и общественные организации с предложением ходатайствовать перед Верховным Советом СССР о переименовании Ртищева, мотивируя это, как и 30 лет назад, тем, что история этого названия связана с именем боярина, а бояре "всегда утверждали зло и мракобесие". Мнения горожан разделились, и на страницах газеты "Путь Ленина" развернулась дискуссия. Одни полностью поддерживали идею переименования и, утверждая, что название города должно соответствовать духу развернувшегося коммунистического строительства, идеалам Октябрьской революции и Советского строя, предлагали переименовать Ртищево в честь А. М. Коллонтай. Высказывалось также мнение, что Ртищево — крупный железнодорожный узел, большинство его жителей — железнодорожники. Поэтому назвать город следовало соответственно занятиям его людей. Были и другие, по меньшей мере, наивные предложения. Например, комсомольцы села Ерышовка предлагали переименовать Ртищево в "Манжерок" — по названию популярной в те годы песни Эдиты Пьехи.
Точку в дискуссии поставил бывший редактор газеты "Путь Ленина", историк-краевед А. В. Куванов (1912—1987). В своей статье он, в частности, писал, что довод желающих переименовать город и объясняющих это тем, что название его происходит от имени боярина Ртищева, несостоятелен. В качестве аргумента он впервые в местной печати привёл факты из истории рода Ртищевых, доказывающие, что Ртищевы горячо любили и стойко защищали Родину.
Физико-географическая характеристика
Географическое положение города можно увидеть на фото со спутника. Город Ртищево расположен на западной окраине Приволжской возвышенности в 214 км к северо-западу от Саратова. Занимает площадь 32 км². Протяженность города — 5,25 км в длину и 4,5 км в ширину, высота над уровнем моря около 210 метров. По северной границе города протекает река Ольшанка (приток Хопра), которая является одним из водоприёмников гидросистемы города.
На территории города расположено довольно много оврагов: на западе — Попов, северо-западе — Красный Луч, юго-западе — Третьяк и на юге — Дубовый. В оврагах Красный Луч и Дубовый построены пруды площадью около 15 тыс. м² и около 12 тыс. м² соответственно.
Климат умеренно континентальный. Зима, как правило, холодная, чаще малоснежная; лето жаркое, за редким исключением сухое. Средняя температура января −12 °C, июля +22 °C. Годовое количество осадков 482 мм, в зимний период выпадают преимущественно в виде снега. Преобладают южные юго-восточные и юго-западные ветры.[20]
В окрестностях города встречаются месторождения нерудных полезных ископаемых: опоки, песка, песчаника и глины. Опоки залегают довольно мощным слоем — от 8 до 11 метров. Их разработку можно вести открытым способом. В 18 местах, главным образом в оврагах, окружающих город по всему периметру, найдены песчаник и песок. На северо-западной окраине города имеются большие залежи глины.
Часовой пояс
Город Ртищево, как и вся Саратовская область, находится в часовой зоне, обозначаемой по международному стандарту как Moscow Time Zone (MSK). Смещение относительно UTC составляет +4:00. Ртищевское время отличается от поясного времени на один час.
Ртищевское отделение ЮВЖД
Город Ртищево — крупный железнодорожный узел Юго-Восточной железной дороги на пересечении линий Саратов — Тамбов и Пенза — Поворино. В городе имеется три железнодорожные станции: Ртищево-I[26], Ртищево-II[27] (товарная) и Шуклино[28]. Ртищевское отделение ЮВЖД (филиала ОАО "РЖД") обеспечивало работой почти три четверти населения города, формируя около 70 % районного бюджета.
Основные этапы развития железнодорожного хозяйства в городе Ртищево:
Лето 1868 года — на 11-м участке Тамбово-Саратовской железной дороги, то есть на месте будущей станции Ртищево, начались строительные работы.
14 (26) января 1871 года — на втором участке дороги от Умёта до Аткарска открылось пассажирское и товарное движение; ввод в эксплуатацию станции Ртищево.
29 января 1871 года — открылось паровозное депо Ртищево.
3 сентября 1895 года — открылось движение по так называемому "Балашовскому ходу": Пенза — Балашов — Харьков. Со станции Ртищево на станцию Балашов прибыл первый пробный поезд (проследовал до станции Поворино). Станция Ртищево получила статус железнодорожного узла — "перекрёстка России".
1899 год — на станции Ртищево была построена первая в России сортировочная горка.
1900 год — в Ртищеве началась постройка газового завода для снабжения газом вагонов пассажирского парка.
1 января 1909 года — образован Ртищевский участок тяги: депо Ртищево и Пенза, линии от станции Тамала до входа на станцию Екатериновка с ветвью на Беково и от станции Летяжевка до Пензы.
1933 год — создание Ртищевского отделения дороги.
1 января 1938 года — сдача в эксплуатацию паровозного депо при станции Ртищево-II (ныне локомотивное депо)
1956—1957 годы — по всему "Балашовскому ходу" вводится тепловозная тяга. Тепловозы ТЭ3 приписки локомотивного депо Ртищево стали водить грузовые поезда до станции Поворино.
1960 год — состоялось объединение депо при станции Ртищево-I и станции Ртищево-II в единое локомотивное депо.
1962 год — принятие решения об электрификации "Балашовского хода" Пенза — Харьков.
15 июня 1965 года — в локомотивное депо Ртищево поступил первый электровоз ВЛ60.
14 декабря 1965 года — открытие электровозного движения на участке Ртищево-II — Колышлей
Февраль 1967 года — в депо Ртищево поступили первые два электровоза ВЛ80к.
Железные дороги, в которые входила станция Ртищево с 1871 года:
с 14 (26) января 1871 по 1 января 1891 - Тамбово-Саратовская железная дорога
с 1 января 1891 по 11 января 1892 - Козлово-Саратовская железная дорога
с 11 января 1892 по февраль 1939 - Рязано-Уральская железная дорога
с февраля 1939 по апрель 1942 - Пензенская железная дорога
с апреля 1942 по 1 марта 1958 - Юго-Восточная железная дорога
с 1 марта 1958 по сентябрь 1985 - Приволжская железная дорога
с сентября 1985 - Юго-Восточная железная дорога
Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Распространяется по лицензии CC-BY-SA

Комментариев нет:

Отправить комментарий